ИСТОЧНИК: Знак ромб "источника сытости", "продолжения жизни"
Ромбический орнамент возник еще в эпоху палеолита. Есть следующее предположение, о его происхождении. Дентин мамонтового бивня имеет на срезе ромбовидный сетчатый рисунок; поэтому, вид мамонтовой кости на срезе послужил источником происхождения различных узоров: ромбических, зигзагов, даже меандровых.
Ромбический орнамент возник еще в эпоху палеолита. Есть следующее предположение, о его происхождении. Дентин мамонтового бивня имеет на срезе ромбовидный сетчатый рисунок; поэтому, вид мамонтовой кости на срезе послужил источником происхождения различных узоров: ромбических, зигзагов, даже меандровых.
![]() |
1 |
Повсеместно распространенные костяные изображения женщин - прародительниц древний человек видел покрытыми ромбическим узором естественного происхождения, присущим самому строению бивня, из которого вырезалась священная фигурка.
![]() |
4 |
Ромбический узор в силу этого объединял в глазах первобытного охотника два важных понятия: мамонта (источник жизни, сытости, благоденствия) и священное изображение женщины (символ плодовитости, продолжения жизни, родства).
Ромб и ромбический меандр сами по себе становились символами жизненности и благоденствия, первой в истории человеческой мысли идея - Жизни и Блага.
Но это толкование происхождения и смыслового значения палеолитического ромбического узора вызывает сомнения по ряду причин. Прежде всего, текстура дентина в виде ромбовидной муаровой сетки на поверхностях статуэток отсутствует. Далее, ромбический узор был характерен не для всего евразийского палеолитического культурного региона, а лишь для франко - кантабрийской его части.
Он не характерен для палеолита в Сибири и Центральной Европы, а на территории Украины он фигурирует в виде не ромбов, а ромбовидных меандром.
В то же время для палеолитических племен Франции и Испании, т. е. той территории, где обнаружены образцы ромбического орнамента времен палеолита, мамонт имел гораздо меньшее промысловое значение, чем для палеолитических обитателей региона, простирающегося от Украины до Сибири.
Наконец, во франко - кантабрийском палеолите, для которого характерен ромбический орнамент, культовые предметы изготовлялись преимущественно не из мамонтовой кости, а из камня или оленьего рога, причем женские статуэтки в тот период, к которому относятся известные примеры ромбического орнамента, вообще отсутствуют.
![]() |
2 |
В палеолите изображался ромбический узор разных вариантов: эти ромбы бывают засеченные, двойные (вписанные один в другой), с точкой внутри; изображались они очень часто рядами.
Связывать их с видом текстуры мамонтовой кости нет оснований. Такие начертания ромбов, а также расположение их цепочкой появляются снова, через несколько тысяч лет в неолите. Вероятно, они изображались и в мезолите, но на недолговечных материалах. Трудно себе представить вторичное самостоятельное возникновение точно таких же рисунков; скорее всего, между палеолитом и неолитом в этом (и не только в этом) имела место преемственность. Но вопрос о том, что означал ромбический орнамент в эпоху палеолита, еще подлежит выяснению.
Связывать их с видом текстуры мамонтовой кости нет оснований. Такие начертания ромбов, а также расположение их цепочкой появляются снова, через несколько тысяч лет в неолите. Вероятно, они изображались и в мезолите, но на недолговечных материалах. Трудно себе представить вторичное самостоятельное возникновение точно таких же рисунков; скорее всего, между палеолитом и неолитом в этом (и не только в этом) имела место преемственность. Но вопрос о том, что означал ромбический орнамент в эпоху палеолита, еще подлежит выяснению.
Считается установленным, что знак в виде ромба в народной и древнем орнаменте происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли.
Действительно, например, древние египтяне представляли себе землю квадратной.
ИСТОЧНИК: Знак ромб "источника сытости", "продолжения жизни"
Действительно, например, древние египтяне представляли себе землю квадратной.
ИСТОЧНИК: Знак ромб "источника сытости", "продолжения жизни"