источник: Символ кольцо из точек, знак солнца, бога-всадника
Знак в виде диска с кольцом точек был известен еще в неолите, а о поклонении солнцу в то время нет никаких данных. Венец точек сопровождает также некоторые зубчатые розетки Древнего Крита, религия которого, судя по имеющимся о ней данным, генетически связана не с индоевропейским почитанием солнца, а с до индоевропейским культом Великой богини.
Учитывая то, что говорилось о семантике рассмотренных выше символов раннее земледельческих культур, следует сделать вывод, что в эпоху неолита кольцо точек вокруг диска или зубатки обозначало посев, орошаемый небесной влагой.
Поэтому точки или кружочки изображались у вершин треугольников, обозначавших дождевые облака, или у концов линий, обозначавших дождь.
В последующем эти точки могли быть переосмыслены как условное обозначение излучаемого солнцем света, солнечного сияния.
Принято считать, что завихрения в розетке символизировали солнце. Это мнение справедливо в такой мере, в какой розетки вообще могут считаться солярными символами, однако подлинно не известны ни специфическая семантика данного вида розеток, ни его происхождение.
Можно предположить следующее происхождение завихрений в розетке. Надо полагать, в культовых ритуалах древности фигурировало горящее вращающееся колесо, судя по тому, что такой элемент зафиксирован в позднейших народных обрядах. Завихрения языков огня, образующиеся при вращении колеса, и могли стать прообразом этого символического рисунка.
Но эта гипотеза мало удовлетворительна, потому что существует разновидность розеток с завихрениями, происхождение которой вряд ли может быть объяснено таким образом — диск, к которому примыкают спиральные или Г-образные отростки.
В некоторых случаях завитки направлены в разные стороны, что не должно было бы иметь места, если это завихрения. Иногда к диску примыкают, помимо них, растение видные детали; бывает, что спиралевидные отростки примыкают не к внешней, а к внутренней стороне круга.
Среди памятников эпохи бронзы есть изделия, украшенные орнаментальным рисунком в виде диска, по периметру которого расположены имеющие вид завитков стилизованные изображения птиц и змей.
Связь птицы и солнца характерна для индоевропейских мифов; труднее истолковать связь солнца со змеями. Но, скорее всего, в данном случае изображение птиц или змей по периметру круга является позднейшим фантазированием на тему более древнего неолитического мотива круга со спиральными отростками.
На керамике культуры Триполье-Кукутень встречается мотив, состоящий из диска и примыкающих к нему спиральных линий. Эту композицию можно понимать как символическое представление облака или неба, источающего дождь.
Распространенным знаком был кружок с точкой в центре. Он фигурирует в иероглифах Египта и Древнего Китая.
В астрономии Древнего Востока он служил обозначением солнца, но это еще не значит, что такой знак всегда и везде являлся символом солнца.
Но в древних странах Передней Азии и Восточного Средиземноморья, в которых имело место почитание обожествленного солнца (Иран, Месопотамия, Египет, Греция), солнце являлось отнюдь не подателем урожая, а его искусителем. Далее, по имеющимся данным, почитание солнца вообще не обязательно было связано с земледелием.
У племен древнеямной этнической общности, к верованиям которых, может быть, восходит почитание солнца, отмечаемое у последующих индоевропейских народов, земледелие находилось в зачаточном состоянии; они были в основном скотоводами.
Североамериканские индейские племена почитали солнце, но они были не земледельцами и даже не скотоводами, а охотниками. С другой стороны, раннее земледельческие неолитические племена Европы и Передней Азии не поклонялись солнцу. Его почитали, но в качестве второразрядного божества, в древних цивилизациях Шумеров, Вавилона, Индии, Китая.
В Египте культ солнца, насаждавшийся фараонами, вынужден был капитулировать перед исконными верованиями. Что же касается народов, где почитание солнца было якобы «народным культом», то здесь население относилось к солнцу явно настороженно.
У славян зафиксировано выражение «солнце бы тебя побило», из чего следует, что солнце представлялось объектом (или субъектом), от которого можно ждать беды.
У русских бытовало представление о неблагоприятном воздействии на человека солнечных лучей. Летом, в жаркую погоду, мужчины работали на полях, не снимая рубах и даже не засучив рукава, а женщины укутывали лицо платком. Даже в 1950-е годы, когда горожане, приезжавшие в деревню помогать крестьянам, раздевались при жаре, местные жители воспринимали это с недоумением. Может быть, из соображений стыдливости? Но, как свидетельствуют данные 15—16 веков, русские тогда (как и жители Западной Европы) не считали безнравственным обнажение не только мужского, но и женского тела.
У мифологов конца прошлого — начала нынешнего столетий сложилось убеждение о том, что индоевропейскому язычеству был свойствен культ солнца и что, более того, последний якобы имел универсальный характер. Этот вывод был сделан на ограниченном материале, на данных мифологии Греции и Ирана античного времени, а также в некоторой мере Древнего Египта.
Последующие исследования, однако, показали, что почитание солнца в древности не было всеобщим. Тем не менее, устаревшие понятия о культуре солнца и до сих пор котируются в качестве расхожей истины в среде исследователей, так или иначе сталкивающихся с вопросами мифологии и верований.
Вообще культ солнца в полном смысле этих слов, поклонение солнцу как высшему божеству, существовал лишь в империи инков, Древнем Перу.
Солнце как божество почиталось также в древних цивилизациях Месоамерики, различными индейскими племенами, японцами, айну, монголами, народностями Сибири. Не отсюда ли, из регионов, находящихся за пределами расселения раннее земледельческих племен, распространились воззрения, подавившие неолитическую религию?
Элементы почитания солнца обнаруживаются у народов, говорящих (или говоривших) на индоевропейских языках, но не у всех и не в равной мере.
У хеттов — наиболее древнего из индоевропейских по языку народов, оставивших после себя памятники письменности, не отмечается сколько-нибудь существенного почитания солнца.
Были гимны, обращенные к солнцу, иногда фигурирует бог солнца, председательствующий на собраниях богов, но при этом беспомощный и безликий. Несколько более выразительна богиня солнца, но она тоже не играла заметной роли в культе. О значении богини солнца у хеттов может свидетельствовать следующая констатация одного хеттского текста: "Царь стоя кланяется Богу Грозы, он, стоя не кланяется Богине Солнца".
Зато в хеттской мифологии ярко выступают другие божества, явно не индоевропейского происхождения. Хотя хетты говорили на языке, относящемся к индоевропейским, их верования по существу представляли собой продолжение до индоевропейской традиции.
Хеттский язык, язык до хеттского, не индоевропейского населения Малой Азии, служил у хеттов языком религии, очевидно потому, что пришедшие в эту страну индо европейцы восприняли местные верования.
Древнегреческий бог солнца Гелиос выступает фактически не более чем в качестве мифологией первой унификации соответствующею явления природы; он не играл существенной роли в религиозно-этнической, мировоззренческой концепции греков и в их культовых обрядах. Гелиос изображался молодым мужчиной с лучами вокруг головы, ездящим в колеснице, запряженной белыми лошадьми.
В классическую эпоху с ним стал отожествленный и постепенно вытеснил его Аполлон.
Как свидетельствуют характеристики последнего, это персонаж не индоевропейского происхождения, и первоначально он не был божеством солнца.
Древние римляне, по существу, не поклонялись солнцу. Древнеримские источники упоминают божество по имени Сол, что значит 'солнце'. Ему иногда посвящались: цитаты, но какой-либо заметной роли в культе оно не имело.
У народов Древнего Востока существовало представление о солнце как о «всевидящем оке» наверно, потому в Древнем Риме постановлениями сената имели силу, лишь если они были вынесены, когда солнце на¬лилось в небе.
Почитание солнца в Древнем Риме усилилось в эпоху империи, вероятно под влиянием культов других народов, вошедших в состав римского государства. Существенное влияние шло и из Ирана, откуда в Римской империи распространялось почитание Митры, называвшегося в то время "непобедимым солнцем".
Средневековая русская летопись упоминает божество имени Дажбог с эпитетом «солнце-царь». Однако упоминаний на существование у славян поклонения солнцу.
Помимо данных мифологии, некоторые поверья и обряды, а также фольклор свидетельствуют о том, что в древности у индоевропейских народов имело место почтительное отношение к солнцу, но о поклонении ему сведений нет.
Вот, собственно, и все, что известно об индоевропейском «культе солнца».
Почитание солнца в Древнем Египте не всегда было существенным на протяжении много тысячелетней истории этой страны. Древнеегипетский народ образовался в 4 тыс. до х. э. в результате смешения племен разного происхождения, причем процесс образования был не единовременным, а многоступенчатым. В результате этого пантеон Древнего Египта отличался наличием множества божеств. Наиболее архаичные пласты древнеегипетских верований проявляют влияние религиозно-мифологических воззрений раннее земледельческих неолитических племен Передней Азии. "Тексты пирамид", относящиеся ко второй половине 3 тыс. до х. э,, представляют египетскую религию уже основательно запутанной, а в дальнейшем она продолжала усложняться.
К древнейшим солнечным божествам Египта относятся Тум или Атум (божество заходящего солнца) и Хепри (божество восходящего солнца). Универсальный бог солнца Ра появился позднее.
В "Текстах пирамид" Ра отождествляется с Гором. Однако первоначально Гор не был солнечным божеством. Его обычный символ — изображение сокола, над головой птицы обозначали овал — знак неба. Авторы публикаций об истории и религии Древнего Египта без колебаний называют этот знак символом солнца, хотя сомнения на этот счет должны были бы возникать: довольно странным выглядит это «солнце», овальное, оконтуренное зубцами внутрь, сопровождаемое змеей (которая считалась врагом солнца).
Сочетание данного знака с фигурой птицы еще не говорит о существе божества, удовлетворяющегося этой птицей, потому что такой знак проставлялся над головой и других египетских богов, представляя собой, в конечном счете, просто обозначение святости. Более определенно о существе Гора говорят сохранившиеся письменные свидетельства.
Таким образом, Гор — это бог неба. В отличие от неолитической Великой богини, он не был всеобъемлющим божеством природы, его сфера ограничивалась лишь небом. Запутанность и многосложность древнеегипетской религии в данном случае проявилась в том, что кроме бога неба Гора у египтян были еще богини неба — Мут, Хатор и др.
В начале 2 тыс. до х. э. Гор продолжал изображаться в виде птицы — сидящей или с распростертыми крыльями.
В это время появилось и другое его изображение — условное, в виде крылатого диска.
В наиболее ранних образцах этого символа диск выглядит не как изображение солнца, а как генетически восходящий к неолиту знак неба.
Изображенная на данном рисунке восьми лепестковая розетка соответствует восьмиконечной звезде в крылатом диске на других примерах, а такая звезда символизирует восемь сторон горизонта (четыре основных и 4 промежуточных).
Крылатый диск расположен над "мировым деревом", символизируя небо, которое, согласно мифам, опирается на крону этого дерева.
Иногда крыльями снабжена пара дисков, которые, очевидно, представляют собой удвоенный символ неба.
У друидов одним из священных символов было кольцо (не диск, а кольцо) с крыльями.
Таким образом, крылатый диск первоначально был символом не солнца, а неба.
Жрецы из числа приверженцев солнечного культа объявили популярного в Египте Гора "внуком Ра", "спутником Ра", а также и самим Ра. В первой половине 2 тыс. до х. э.
Гор приобрел значение солнечного божества, а затем стал отождествляться с индоевропейским богом-всадником.
источник: Символ кольцо из точек, знак солнца, бога-всадника