Общее·количество·просмотров·страницы

суббота

ЛОШАДЬ, ОЛЕНЬ, ОСЁЛ символ СОЛНЕЧНОГО КОНЯ

ИСТОЧНИК: Конь, лошадь, осёл - символ "солнечного коня"

ИСТОЧНИК: Олень, бизон, тур - символ "солнечного коня"

Причины почитания коня у разных народов, и в близкое к нам время, и на заре человеческой культуры, не ясны.
В народных верованиях Ирана конь - олицетворение божества; образу коня приносятся жертвы, в его честь разжигаются светильники, приготовляют специальное кушанье, которое дают съесть лошади. Сложившееся в глубокой древности обожествление коня сохранилось в Иране, несмотря на то, что зороастризм относился к его образу отрицательно.

Это один из примеров распространенного почитания коня.
Конь с солярным знаком:
1 — Сибирь, 1—4 век.
2 — Дагестан, из наскальных росписей у с. Трисанчи
В палеолитическом искусстве изображения лошади, а также бизона (или тура) преобладают над другими сюжетами. Образ бизона или тура в верованиях палеолита является предтечей неолитической мифологии быка. Но о том, что означали палеолитические изображения лошади, судить трудно. Часть их, возможно, была связана с охотничьей магией.

Но не все (многие исследователи палеолитического искусства скептически относятся к мнению о том, что последнее было обусловлено колдовскими обрядами). На загадочных палеолитических предметах, имеющих отверстие, выгравировано чаще всего лошадь, мужчина или фалл. Отверстие, по-видимому, символизировало женский детородный орган. Поскольку лошадь, мужчина или фалл изображались на упомянутых предметах с отверстием, можно предположить, что образ лошади в палеолите относился к символизации мужского начала.

Лошадь была впервые приручена индо европейцами: наиболее ранние археологические данные, о ее приручении относятся к насельникам прикаспийской степи конца 4 тыс. до хе. к племенам древнеямной культуры, с которыми связывается происхождение индоевропейских народов, ныне населяющих Европу. В этой этнической среде существовал культовый образ коня: в числе археологических памятников древнеямной культуры (вообще говоря, крайне бедных произведениями искусства) есть жезл или скипетр с изображением головы коня, обнаружено ритуальное захоронение конской головы. Но для суждения о том, какое именно значение имел образ коня в мифологии индо европейцев, нет данных.

Можно констатировать факт наличия в 32 тыс. до хе.  сущность индоевропейского почитания лошади, но остается неизвестным содержание соответствующего культового представления. Несмотря на то, что почитание лошади, да и само знакомство с лошадью, отсутствовало у раннее земледельческих племен, и несмотря на то, что в эпоху бронзы индо европейцы продолжали обладать монополией на коневодство, в дошедших до нас мифах и обрядах, которые представляется возможным интерпретировать, образ коня имеет смысл; связанный с раннее земледельческими, т. е. генетически не индоевропейскими верованиями.

Можно предположить две причины этого.

На коня были перенесены культов мифологические представления об осле. Нынешнее неприязненное отношение к ослу возникло не из-за того, что он обладает какими-либо отрицательными качествами (он в этом отношении не хуже и не лучше других животных), а потому что в прошлом он представлял злое и затем отвергнутое божество. В античное время осла считали существом одновременно божественным и демоническим.

В Древнем Иране осла почитали на празднествах, отмечавших весеннее пробуждение природы. В Вавилоне умершего сопровождал в "страну мертвых" осел. В Ригведе бог грозы представляется в виде осла. В одном из индийских мифов осел превращает все, что ест, в золото.

У древних греков осел связывался с Гефестом, Приапом, Дионисом. У дагестанцев сохранилось представление о связи осла с дождем. В Древнем Египте осел был посвящен Сету (прообразом которого был неолитический бог преисподней); в еврейской традиции осел считается воплощением злобности, коварства и мудрости (а это — черты бога преисподней).

Возможно, не случайно совпадение в еврейском языке названий осла и вина. Названия лошади (хурритское, еврейское, египетское, кавказские).
И названия осла (шумерское, египетское, латинское, русское осел) родственны.
Возможно, варианты этих слов, начинающиеся с гласной, происходят можно понимать как 'небесный мужчина'.
Вторая часть этого гипотетического термина отражена, например, в санскритском, 'производить, рождать', осетинском 'фалл'.

Поэтому, наверное, осел и стал ассоциироваться с богом преисподней, считавшимся воплощением мужества, что представляет собой выразительно фаллическое животное.

Следуя позитивистской методике считаю, что культовое значение осла связано с тем. Что он был "важным хозяйственным животным. Но это не объясняет того, что от названия осла происходят такие слова, как санскритское 'господин' и хеттское 'царь', и не объясняет, почему в хеттской мифологии осел оплодотворяет царицу, а в Древней Индии осел считался олицетворением божества смерти.
На коня были также перенесены культовой мифологические представления об олене.
На Алтае, в знаменитом Пазырыкском кургане, обнаружены кони, везшие погребальную колесницу. На них были надеты золотые маски оленей с рогами — ритуал требовал архаики. На некоторых кавказских изделиях эпохи бронзы изображены лошади с оленьими рогами (причем иногда с тремя рогами).

В литовских мифах говорится о коне с оленьими копытами. В финском эпосе "Калевала" конь и олень (или лось) отождествляются.

В эпосе разных народов мифический конь наделен теми же чертами, что и золоторогий олень. Вероятно, поверье об олене, пожирающем змей, привело к имеющемуся в славянских и индийских преданиях образу коня, истребляющего змей. В фольклоре олень и лошадь сближаются с птицами; это потому, что чудесный олень представлялся проносящимся по небу, а затем такое представление было перенесено на мифического коня. Образ крылатого коня имеется в мифологии не только Греции.

Крылатый конь был известен дагестанцам и другим северокавказским народностям; он фигурирует в русском народном искусстве и в иранских сказаниях; в Иране отмечено поверье о том, что у лошадей есть невидимые людям крылья.

Имя греческого крылатого коня Пегас свидетельствует о том, что он по своему происхождению является существом преисподней: это имя этимологическим родственно греческому 'источник', а источники, родники, как и реки, связывались со змеем земных глубин. Праславянское значит 'черт' (это слово сохранилось в украинском языке со значением 'ад').
В еврейском языке — ’ несчастье, беда '.
Конь в качестве символа солнца:
1, 2 — Месопотамия, 7—6 веке до хе.
3, 4 — знаки на камнях стен построек в дагестанских селении Мусрух
В мифологии балтов , бог преисподней.
Пеко  эстонское божество урожая и покровитель дома.
Его называли "царем земли" и изображали с подчеркнутым признаком пола; а это все — черты раннее земледельческого бога земли.

Лошадь, заменив оленя, стала тем существом, которому приписывалась функция сопровождать покойника.



Известны многочисленные скифские захоронения с конем. Этот обычай не уникален: он практиковался и у древних германцев, и у французов в средние века. Кельты верили, что души умерших уходят в потусторонний мир на лошадях.



У осетин и некоторых других народностей Северного Кавказа существовал обряд, который в этнографической литературе называют "посвящение коня покойнику". Авторы, описывающие этот обычай, нередко представляют его как характерно кавказский. Однако "текст посвященного коню гимна Ригведы, прямо перекликается со словами речи по святителя коня у осетин. коня просят перелететь и благополучно перенести умершего к предкам". У некоторых кавказских народностей похороны завершались конскими скачками; такой ритуал имел место также в Древнем Риме и Греции. Конь играл символическую роль в погребальном обряде еще у этрусков.

Конь не только "переносил'' умершего в загробный мир. Он, как и его предшественник, олень, мыслился представителем загробного мира. Повсюду в Европе существовали поверья о связи коня со смертью, с божествами, с владыкой преисподней, с чертом.

С мифологической школой ''бесполезно спорить", пытается найти "исторические корни" образов крылатого и огнедышащего коня, "в украинских поверьях преобладало отношение к лошади как к демоническому существу, связанному с нечистой силой'', дает этому такое объяснение: "Для украинца, в отличие от русского и белоруса, главное рабочее животное не лошадь, а вол. Конь же был для него, прежде всего панским животным: шляхетская конница топтала его посевы, грабила и его самого".

По сообщениям античных авторов и по современным этнографическим данным, лошадь считалась атоническим существом; по этой причине, а не в связи с ее хозяйственно-бытовой ролью, она изображалась на надгробиях. Зловещий характер образа лошади виден в том, что по поверьям, существующим с древних времен, она (как и собака) может предвещать смерть; считалось, что увидеть во сне красную лошадь — верная примета близкой смерти; лошадь считалась атрибутом греческого бога преисподней Аида и вавилонской богини преисподней Эрешкигал.

Поскольку лошадь считалась связанной с владыкой загробного мира, на нее переносились некоторые его характеристики; например, существовало поверье, что она обладает даром пророчества. В связи с представлением о том, что постройки могут стоять на земле лишь с согласия бога земли, начиная строительство, приносили в жертву коня и закладывали конскую голову под фундамент; такой обычай существовал у многих народов Евразии.

Конь заменил оленя не только в качестве существа, ведущего в загробный мир. Древнейший миф о солнечном олене привел к представлению о солнечном коне. В мифах индоевропейских и некоторых других народов, в том числе на Древнем Востоке, конь перевозит солнечного бога, а иногда и сам ассоциируется с солнцем.

ИСТОЧНИК: Конь, лошадь, осёл - символ "солнечного коня"

 ИСТОЧНИК: Олень, бизон, тур - символ "солнечного коня"