ИСТОЧНИК: Лодка, ладья - символ "солнечной ладьи"
Греческая легенда о славном корабле Арго, проскользнувшем между двумя скалами, которые расходились, то сходились, является осколком более древнего мифа о герое, который проникает в подземный мир через раскрывающуюся брешь, чтобы освободить заключенное там солнце
Греческая легенда о славном корабле Арго, проскользнувшем между двумя скалами, которые расходились, то сходились, является осколком более древнего мифа о герое, который проникает в подземный мир через раскрывающуюся брешь, чтобы освободить заключенное там солнце
(в греческой версии - чтобы добыть золотое руно).
У ацтеков тоже существовало представление, что умерший должен пройти на тот свет меж двух сдвигающихся скал.
![]() |
Происхождению солнечной ладьи: 1 — Карелия, 3 тыс. до христовой эры 2 — Азербайджан, 2 тыс.до христовой эры 3 — Египет, 4 тыс. до христовой эры 4 — Египет, 2 тыс. до христовой эры |
Заходящее солнце опускалось в землю или в море. В обоих случаях, по верованиям доиндоевропейского времени, оно уходило в мир владыки "низа", т. е. земли и земных вод. Вход в тот мир находился где-то на западе, за морем. Чтобы попасть в загробный мир, души умерших должны были преодолеть водное пространство; об этом говорят мифы многих народов. Эти представления привели к возникновению таких погребальных обрядов, как захоронение в лодке, отправляемой в открытое море, или погребение: лодкой, или сооружение надгробия в виде лодки.
Лодка, перевозящая умерших в загробный мир, приобретала значение принадлежности божества преисподней. С таким представлением следует связывать, например, древнеегипетское изображение священной лодки, перевозящей змею.
В Древней Греции на празднестве Диониса, имеющего черты бога земли, его изображение возили в лодке, установленной на колесах.
В Древнем Египте на религиозных празднествах жрецы носили на своих плечах священную лодку. От таких древних обрядов ведет свое происхождение лодка на косах, являющаяся аксессуаром западноевропейского карнавала — празднества, которое в свое время было посвящено пробуждению божества земли после зимней спячки.
Лодка, будучи атрибутом бога преисподней, приобрела значение культового объекта. Этим, а не развитием мореплавания, следует объяснить многочисленные графические и скульптурные изображения лодок, известные в археологических памятниках неолита и бронзы.
Лодка была священным объектом, фигурировавшим в погребальном ритуале не только у жителей Скандинавии и Океании, но и у древних египтян, в жизни которых лодка не имела такого значения, чтобы на основе бытовой роли этого предмета возникла его культовая роль.
Лодке в мифах приписывалась еще одна функция. Поскольку она перевозила умерших в подземный мир, а олень переносил солнце, которое потом тоже попадает в подземный мир, возникло представление о лодке, перевозящей солнце.
В литовской песне есть слова о том, что солнце едет на лошадях и в лодке. В Ригведе говорится о солнце, едущем в лодке.
По древнегреческим поверьям, Гелиос ночью спит в лодке. Древние изображения солнечной ладьи, связанные с поверьями, восходящими к неолитической эпохе, есть и в Египте, и в Скандинавии.
Таким образом, древнеегипетская космогоническая схема, согласно которой солнце едет днем в лодке по небосводу, а ночью в другой лодке по подземной реке, стоит в ряду широко распространенных в древности представлений.
Солнце едет в лодке, солнце едет на олене... В результате, "странная", тема об олене с золотыми рогами, плывущем по морю. Этот олень-лодка (или лось-лодка) изображен и в наскальной гравировке в Карелии, и на погребальных сосудах доисторического Египта. На первом из этих рисунков видим в лодке ряд черточек, обозначающих души умерших, которые отправляются в загробный мир, а на втором представлена индивидуальная погребальная лодка; в ней два ящика, один, по-видимому, содержит умершего, второй, по египетским поверьям,— его двойника.
Лодка, перевозящая души умерших в потусторонний мир, мифическая лодка, которая плывет по воде и летает в небе, спустя тысячелетия фигурирует в западно-европейской легенде о «летучем голландце», корабле, команда которого—мертвецы. Легенда о корабле мертвых была известна и за пределами Европы — даже в Индонезии. Даже в Океании существовало поверье о том, что умершие уходят вслед за заходящим солнцем в "солнечной лодке".
Представление о корабле мертвых совмещалось с представлением о мифическом животном, перевозящем умерших на тот свет.
В Евразии таким существом считался олень или лось; поэтому голова лося изображена на носу рисованных погребальных лодок в Скандинавии и Карелии.
Нос "ладьи мертвых" иногда оснащался конским прототипом.
В Египте не знали оленей, а до 2 тыс. до христовой эры — и лошадей, и там непонятные для египтян изображения оленьих рогов трансформировались и стали походить на рога другого животного, представлявшего божество земли — козла. Есть древне критские изображения лодок с прототипом собаки.
Мифические лодки представлялись и с прототипом змей.
Но обычно существом, которое в неолитических представлениях перевозило умерших из этого мира потусторонний, был олень, потому, что он был персонажем мифа о дневном пути и последующем закате солнца. Выполняя эту функцию, олень ассоциировался и с самим солнцем. В связи с этим в эпоху бронзы стали изображать на носу мифического судна, вместо прототипа мифического животного, символ солнце.
ИСТОЧНИК: Лодка, ладья - символ "солнечной ладьи"
ИСТОЧНИК: Лодка, ладья - символ "солнечной ладьи"