Общее·количество·просмотров·страницы

пятница

ДУГА, ТРЕУГОЛЬНИК С ШЕВРОНАМИ радуга или слезы богини неба

У литовцев есть выражение "принцесса Каракуле плачет", что значит 'идет дождь'.

Известны неолитические женские изображения, на которых под глазами идола показаны зигзаговидные или прямые линии.

В одном из языческих капищ горной Ингушетии находился женский идол, у него под глазами, как говорят, были слезы.
Дождь — слезы богини (неолит):
         1 — Малая Азия
         2 — Франция
         3 — Югославия
         4 — Греция
         5 — Древний Египет (глаз небесной коровы Хутор)
         6 — Северная Месопотамия
         7, 8 — Португалия

В ряде случаев знак "дождь - слезы" под глазами богини имеет вид горизонтальных черточек, Параллельные линии служили идеограммой дождя, воды, а как нанесены эти линии - вертикально или горизонтально, не имело значения. Зигзаги и волны, обозначавшие как влагу, содержащуюся в облаках, так и ниспадающий из облаков дождь, также могли располагаться в горизонтальном положении. Под глазами женского идола, дождь мог быть обозначен, символом в виде гребенки. Во всех этих и других случаях дождь не изображался, а обозначался посредством условных знаков.

На неолитической керамике Европы обычны рисунки, представляющие собой сочетание вертикальных линий и полуовалов; последние явно обозначают дождевые облака. Полуовалы, как правило, оконтурены несколькими концентрическими дугами, очевидно, условно передающими формы облаков.

Для древней графической символики характерна трансформация кривых линий в сломанные.

Поэтому зигзаг и волна представляют собой один и тот же знак, лишь начертанный различным образом. Иногда применялась не треугольный - зигзаговидный, а прямоугольно - ломаная линия, имевшая то же смысловое значение вода, дождь.

Чаще полуовалы, обозначавшие дождевые облака, трансформировались в треугольники. Треугольник как знак дождевого облака - весьма распространенный в древности символ, он был известен даже американским индейцам. Иногда треугольники применялись и в качестве одного из приемов обозначения самого дождя.

Полуовал — знак дождевого облака:
          1 — Германия, неолит
          2 — Франция, неолит
          3 — Крит, 2 тыс. до х. э.
          4 — Швейцария, 3 тыс. до х. э.
          5 — Северная Месопотамия, неолит
          6 — Франция, 3 тыс. до х. э.
          7 — Северное Причерноморье, 2 тыс. до х. э.
          8 — Югославия, неолит
          9 — Северное Причерноморье, 3 тыс. до х. э.
         10 — Древний Египет
С учетом рассмотренных примеров становится ясна семантика серии символов. Эти графемы представляют собой различные варианты обозначения облака с изливающимся из него дождем. О некоторых из данных начертаний, а именно состоящих из дуг и радиальных линий, можно подумать, что они изображают полу солнце с лучами. Однако другие, явно родственные им, начертания свидетельствуют о том, что такое толкование было бы неверным. 

Например, к дугам могут примыкать линии не радиальные, а вертикальные. В соответствии с закономерностью трансформации кривых линий в ломаные облако может обозначаться треугольником или лопастью. В данном случае такой трансформации способствовало представление о дождевом облаке как о женской груди. Знак облака в виде концентрических дуг перешел в знак в виде треугольника с шевронами. К треугольникам - облакам также примыкают черточки - дождь, в том, числе вертикальные. В облаке могут проставляться обозначения содержащейся в нем влаги, а также орошаемых небесной влагой посева или растения.

Любопытна композиция состоящая из двух знаков дождевого облака. Дело в том, что, поскольку подательницей дождя, согласно раннее земледельческим верованиям, считалась богиня неба, знак облака стал одним из символов этой богини.

Соответствующий знак был известен и в доколумбовой Америке. Характерно, что сосуд ритуальный, он применялся при моления о дожде.
Женские неолитические статуэтки:
           1—3— Месопотамия и Южная Туркмения
           4 — Палестина


Женская статуэтка у которой низ живота покрыт точечными углублениями; эта деталь выражает пожелание, чтобы богиня способствовала произрастанию посевов.


Сочетание со знаком облака знака, обозначающего семя (точка) или набухшее зерно (кружок либо точка, обведенная кружочком), явно выражает моление о контакте небесной влаги и посева. Такие рисунки выражают ту же мысль, что и несколько иная по форме орнаментация трипольских  сосудов, "идея семени и идея воды, идущей к семени с неба".


На раннее земледельческой керамике из Малой Азии встречается изображение зубчатый, вписанной в полуовал, иногда в сочетании с кружочком или точкой. Земля, покрытая треугольниками, графическая передача вспаханной земли.




Таким образом, внутри символа облака, несущего желанный дождь, могли проставляться символы объектов, нуждающихся в дожде. На неолитической керамике мы видим рисунки в виде полуовалов с вписанными в них стилизованными изображениями колосьев цветов, графически выраженные моления земледельца о дожде.


В некоторых случаях знак облака перевернут. То или иное положение этого знака не было связано с какими-либо семантическими различиями. Однако сочетание полуовалов, обращенных в разные стороны, должно было иметь какой-то особый смысл.
Полуовалы, лопасти и треугольники со штрихами:
           1 — Франция. 3 тыс. до х. э.
           2 — Украина, 2 тыс. до х. э.
           3 — Франция, палеолит
           4 — Северное Причерноморье, 2 тыс. до х. э.
           5, 9 — доколумбова Америка
           6 — Карелия, 3—2 тыс. до х. э.
           7 — Элам, около 3000 год. до х. э.
           8 — Малая Азия, 1 в. до х. э.


На одном из древнеегипетских рисунков знак в виде концентрических полуовалов показан в сочетания с изображением ласточки. Ласточка считалась символом Исиды - одна из древневосточных богинь, происходящих от Великой богини эпохи неолита. В данном случае мы видим, что знак в виде концентрических полуовалов действительно связан с образом богини, которая в эпоху неолита считалась подательницей дождя.


Археологи считали, что рисунок в виде концентрических дуг обозначал радугу; но такое суждение тоже основано лишь на некотором внешнем сходстве форм и не подтверждается контекстом, в котором применялся этот знак.


На идолах и намогильных стелах неолита нередко бывает изображено ожерелье в виде концентрических дуг.




Символ представляет собой промежуточную форму между начертаниями символа облака в виде концентрических полуовалов или шевронов. В ряде случаев на груди женских идолов видим не ожерелье, а подвеску в форме того или иного символа дождевого облака. Сопоставление всех этих изображений наводит на мысль, что у раннее земледельческих племен эпохи неолита ожерелье символизировало дождевое облако и в связи с этим играло роль эмблемы богини неба. Здесь мы видим еще один пример того, как предмет, похожий на графический символ, приобрел значение этого символа.


орнаментике Северного Кавказа. Поразительно сходство осетинского и критского предметов, разделенных огромным разрывом во времени и пространстве.