На керамике неолита вряд ли можно встретить знак солнца, но обильны знаки дождя. И это понятно, потому что в 8-4 тыс. до х.э., когда климат был более жарким, чем теперь, земледелец не только в Азии, но и в Европе молил бога не о солнце, а о дожде.
![]() |
Дождевые облака, орошающие растительность: 1,2— Малая Азия. 6—5 тыс. до х. э. 3 — Румыния, 4 тыс. до х. э. |
Возникает вопрос, почему дождь изображался так странно - зигзаговидными и волнистыми линиями? Ведь струи дождя прямые.
Дело в том, что искусство эпохи неолита, в основном породившей графическую символику оперировало методом не показа, а рассказа.
Волнистые или зигзаговидный линии символизировали воду, и в рассматриваемых примерах они не являются изображением дождя, а условно обозначают небесную влагу. Поэтому, в частности, дождь мог обозначаться не только вертикальными, но и горизонтальными волнами или зигзагами.
Антропоморфные сосуды эпохи неолита, украшенные вертикальными прямыми, зигзаговидными и волнистыми линиями, представляют образ богини неба, которая ведает дождем; такова, очевидно, семантика этого орнамента и на других неолитических сосудах. Последний вывод сделан не только на основании того, что в обоих случаях применен один и тот же орнаментальный элемент - пучок вертикальных зигзагов. Дело в том, что предмет, на котором изображена эта графема, сосуд. В этом тоже имел определенную семантику, а именно, связанную с представлением о дожде. Локализуясь в небе, богиня представлялась вместилищем влаги. По аналогии с этим представлением, сосуды для воды ассоциировались с ее образом.
![]() |
Дождевые облака, орошающие землю: 1 — Малая Азия, 6—5 тыс. до х. э. 2, 3 — индейцы Северной Америки 4 — Иран, 4 тыс. до х. э. |
В Индии и теперь сосуд ассоциируется с женским началом, а в Библии по отношению к женщинам употребляется выражение "немощный сосуд". Поэтому в эпохи неолита и бронзы сосуды иногда делались в виде уподобления женской фигуре. Сосуды соотносились с образом богини еще и потому, что их горловина круглая, а круг был ее символом.
Представление о связи между сосудом и образом Великой богини, возникшее, очевидно, в среде раннее земледельческих культур Передней Азии, распространялось за пределами этого региона. Так, в кельтских преданиях фигурирует некий мифический "сосуд матери мира", считавшийся контейнером плодородия, а у некоторых племен Западной Африки кузнец и горшечница могут вступать в брак только друг с другом (это объясняется тем, что супругом богини считался божественный кузнец, о чем будет речь в своем месте). Что же касается имени богини Кали, восходящего к эпохе неолита, то реминисценции его обнаруживаются не только в Индии. Шотландская матерь мира, предки шотландцев почитали ее как высшее божество. Шумерская богиня-мать носила имя, которое можно истолковать как "владычица Кали", на языке шумеров имело значение 'великий', но оно, вероятно, произошло от имени более архаической богини). Каллисто — аркадская нимфа, превращенная в медведицу; а Великая богиня, как мы увидим далее, зачастую представлялась медведицей.
Старинное русское слово калит «паломник, нищий, поющий духовные песни», надо полагать, произошло от имени богини, которую в своих песнопениях славили бродячие жрецы.