![]() |
Резьба по дереву в Дагестане: 1,2—двери в селении Тлондода Рисунок параллельных зигзагов на камнях кладки стен в Дагестане: 1 — обработка лицевой поверхности камня насечкой 2 — резной камень |
Зигзаговый орнамент рассматриваемого типа часто встречается на керамике Европы и Западной Азии 3—2 тыс. до христовой эры. При этом зигзаги могут быть вертикальными или горизонтальными, но чаще они вертикальны. Такой орнамент был обычен и на северокавказской керамике эпохи бронзы.
В некоторых случаях зигзаговый орнамент подобного рода на керамике имел производственное происхождение; рисунок вертикальных зигзагов мог имитировать отпечаток веревки, а рисунок горизонтальных зигзагов - передавать внешний вид плетенки. В раннем неолите, когда еще не знали гончарного круга, сосуды изготовляли, связывая глиняные заготовки веревкой или обмазывая плетеные корзины липой.
При этом на керамике после обжига оставались оттиски, которые затем изображались уже, но традиции. Таково, вероятно, происхождение орнамента в виде параллельных рядов зигзагов на керамике древнеямной культуры.
Но такого объяснения недостаточно для искусства неолита в Юго-Восточной Европе и Передней Азии, а также для памятников эпохи бронзы в более широком ареале. Есть много примеров зигзагов графемы, в которых она генетически явно не связана с производственной технологией.
Кроме того, ее чрезвычайная популярность в среде раннее земледельческих культур необъяснима, если считать ее всего, лишь рудиментом архаических приемов производства керамики. Наконец, есть данные о смысловом значении этого рисунка, и том, что он имел определенную семантику.
![]() |
Орнаментация параллельными зигзагами 1 — ахейская Греция, 12 в. до х. э. 2 — Северная Осетия, нач. 1 тыс. до х. э. 3, 4 — Украи¬на, 2 и 3 тыс. до х. э. |
Любопытна картина, представленная в расписной чаше 6—5 века до христовой эры из Силезии. В центре изображено небо (кружок с лучами может изображать солнце, но, кроме того, он, как а и будет показано далее, служил и символом неба). По периметру силуэты трех холмов; это земля, и возделанные поля, обозначенные штриховкой, которая передает борозды. Мы видим поднимающиеся к солнцу (небу) растения, а с неба на землю падает дождь, изображенный пучками зигзагов. Подобен этому сюжету и орнамент одного раннее средневекового керамического блюда из Средней Азии; здесь дождь передан пучками волнистых линий.
Иногда рисунок вертикально направленных параллельных зигзагов срезан в верхней части, изображает продолжение за пределами данного поля, надо полагать, что это показан дождь, падающий сверху.
Иногда рисунок вертикально направленных параллельных зигзагов срезан в верхней части, изображает продолжение за пределами данного поля, надо полагать, что это показан дождь, падающий сверху.
![]() |
Орнаментация параллельными зигзагами в древнем искусстве Евразии: 1 — Югославия, неолит 2 — Германия, неолит 3 — Чечено-Ингушский, 6—5 веке. до х. э. |
В наскальных росписях Урала изображена сцена моления, которое обращено к божеству, дарующему дождь, последний показан рисунком зигзагов.
В исследовании, посвященном образу Великой богини (как называют ее античные авторы), отраженному в словесности и искусстве древности, отмечает, что она, помимо прочих своих функций, считалась богиней неба и небесной влаги, многих языках древнее название дождя. Объяснить это следует тем, что Великая богиня, подательница дождя и плодородия, в то же время считалась источником смерти, болезней, неурожая, поэтому в мифологическом сознании возникло представление о том, что не следует без особой надобности привлекать к себе ее внимание.