Общее·количество·просмотров·страницы

среда

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ЗИГЗАГ богиня неба и небесной влаги

           Резьба по дереву в Дагестане:
1,2—двери в селении Тлондода

           Рисунок параллельных зигзагов на камнях
           кладки стен в Дагестане:
1 — обработка лицевой поверхности камня насечкой
2 — резной камень




 Орнамент в виде рядов зигзагов был известен еще в верхнем палеолите, в эпоху, отстоящую от нашего времени на 12 тысяч лет. Но тогда он имел особую семантику, Что-же касается прообраза такого мотива, зафиксировавший в дагестанском орнаменте, то он возник в неолите (около 9 тыс. лет тому назад) и с тех пор продолжал бытовать в эпохи бронзы и железа.

Зигзаговый орнамент рассматриваемого типа часто встречается на керамике Европы и Западной Азии 3—2 тыс. до христовой эры. При этом зигзаги могут быть вертикальными или горизонтальными, но чаще они вертикальны. Такой орнамент был обычен и на северокавказской керамике эпохи бронзы.
В некоторых случаях зигзаговый орнамент подобного рода на керамике имел производственное происхождение; рисунок вертикальных зигзагов мог имитировать отпечаток веревки, а рисунок горизонтальных зигзагов - передавать внешний вид плетенки. В раннем неолите, когда еще не знали гончарного круга, сосуды изготовляли, связывая глиняные заготовки веревкой или обмазывая плетеные корзины липой.

              Орнаментация параллельными зигзагами
              керамики Евразии 3—2 тыс. до х. э.:
              1,2 — Северное Причерноморье
              3 — Западная Сибирь
              4 — Центральная Европа
              5 — отпечатки веревки, Англия
              6 — имитация плетенки, Крит
 При этом на керамике после обжига оставались оттиски, которые затем изображались уже, но традиции. Таково, вероятно, происхождение орнамента в виде параллельных рядов зигзагов на керамике древнеямной культуры.

Но такого объяснения недостаточно для искусства неолита в Юго-Восточной Европе и Передней Азии, а также для памятников эпохи бронзы в более широком ареале. Есть много примеров зигзагов графемы, в которых она генетически явно не связана с производственной технологией.

Кроме того, ее чрезвычайная популярность в среде раннее земледельческих культур необъяснима, если считать ее всего, лишь рудиментом архаических приемов производства керамики. Наконец, есть данные о смысловом значении этого рисунка, и том, что он имел определенную семантику.
Орнаментация параллельными зигзагами
1 — ахейская Греция, 12 в. до х. э.
2 — Северная Осетия, нач. 1 тыс. до х. э.
3, 4 — Украи¬на, 2 и 3 тыс. до х. э.

Любопытна картина, представленная в расписной чаше 6—5 века до христовой эры из Силезии. В центре изображено небо (кружок с лучами может изображать солнце, но, кроме того, он, как а и будет показано далее, служил и символом неба). По периметру силуэты трех холмов; это земля, и возделанные поля, обозначенные штриховкой, которая передает борозды. Мы видим поднимающиеся к солнцу (небу) растения, а с неба на землю падает дождь, изображенный пучками зигзагов. Подобен этому сюжету и орнамент одного раннее средневекового керамического блюда из Средней Азии; здесь дождь передан пучками волнистых линий.




Иногда рисунок вертикально направленных параллельных зигзагов срезан в верхней части, изображает продолжение за пределами данного поля, надо полагать, что это показан дождь, падающий сверху.

Орнаментация параллельными зигзагами
в древнем искусстве Евразии:
1 — Югославия, неолит
2 — Германия, неолит
3 — Чечено-Ингушский, 6—5 веке. до х. э.

В наскальных росписях Урала изображена сцена моления, которое обращено к божеству, дарующему дождь, последний показан рисунком зигзагов.

В исследовании, посвященном образу Великой богини (как называют ее античные авторы), отраженному в словесности и искусстве древности, отмечает, что она, помимо прочих своих функций, считалась богиней неба и небесной влаги, многих языках древнее название дождя. Объяснить это следует тем, что Великая богиня, подательница дождя и плодородия, в то же время считалась источником смерти, болезней, неурожая, поэтому в мифологическом сознании возникло представление о том, что не следует без особой надобности привлекать к себе ее внимание.