источник: Красная гора - девичья гора
У абхазов перед охотой изготовляли специальный жертвенный кулич конусообразной формы. Пирамидальная куча камней представляла собой священный монумент у друидов и брахманов. В горах Дагестана, обычно в безлюдных местах, встречаются сложенные горкой кучи камней; пастухи до сих пор иногда выкладывают их, как они говорят, «от нечего делать». Конус в древности был символом горы, огня, фалла, плодородия, а это все — атрибуты бога земли.
У абхазов перед охотой изготовляли специальный жертвенный кулич конусообразной формы. Пирамидальная куча камней представляла собой священный монумент у друидов и брахманов. В горах Дагестана, обычно в безлюдных местах, встречаются сложенные горкой кучи камней; пастухи до сих пор иногда выкладывают их, как они говорят, «от нечего делать». Конус в древности был символом горы, огня, фалла, плодородия, а это все — атрибуты бога земли.
![]() |
Конус или пирамида |
Думается, что более правдоподобным было бы иное объяснение происхождения этой формы.
Знак земли в виде нескольких вписанных друг в друга прямоугольников известен в Малой Азии в начале эпохи неолита. Вероятнее всего, образ священной горы ступенчатой формы возник здесь. Земледелие в этой горной стране должно было быть преимущественно террасным. Можно предположить, что священная гора мыслилась возделанной, а именно, покрытой земледельческими террасами, а потому имеющей ступенчатые склоны.
Общеизвестны культ Олимпа в Греции, Арарата в Армении, Фудзиямы в Японии, Гималаев в Индии.
Культ гор существовал у древних евреев: Моисей общался с Богом на горе Синай, богослужения и жертвоприношения совершались на высотах (что вызывало протесты у пророков, выступавших против проявлений язычества).
Вообще почитание гор - глобальное явление. Есть разные мнения о причинах почитания гор: так, считают, например, что людям горы казались священными, поскольку они вздымаются в небо, где обитает божество, или же что горы почитались из-за того, что они производят внушительное впечатление своей громадностью.
Но эти суждения умозрительны. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что горы связывались с образом бога земли и преисподней.
В Китае гора считалась местом обитания повелителя жизни и смерти, хозяина загробного мира или же небесного владыки. Название священной горы в китайской мифологии Кунь-лунь содержит слово - индоевропейское название луны и китайское имя священного змея; на этой горе жил "девяти головой зверь", а число 9 связано с образом бога преисподней; кроме того, в китайской мифологии мировая гора считалась головой дракона Пань-гу.
Название священной горы у древних евреев Синай, очевидно, связано с именем семитского бога луны.
Название священной горы Фудзияма в Японии содержит имя ближневосточного бога преисподней Яма; согласно легенде, эта гора образовалась в одну ночь, что имеет параллель в египетском мифе о появлении из безбрежного океана горы как начале создания мира.
В осетинской мифологии покровитель гор Хохы-дзуар является дарителем урожая и насылает дожди. У индейцев племени Апачи духи, обитающие внутри горы, способны исцелять болезни.
В древнеиндийской мифологии мифическая гора, считавшаяся центром земли, называется Меру, а на Гавайях имя господина умерших, владыки преисподней - Миру.
У тюрков и монголов зафиксированы предания о том, что тот или иной народ (род, племя) вышел из горы (первым предком людей считался, согласно неолитической религиозной концепции, бог земли).
В горной Чечено-Ингушетии известны языческие культовые памятники, местоположение которых называется "красная гора", а красный цвет есть символ бога преисподней.
В славянской традиции тоже известно это выражение; "красной горкой" называли, например, дни в канун Юрьева дня (22 апреля) или после Пасхи - а оба эти празднества генетически связаны с культом бога земли. В индуистской мифологии мировая гора Меру находится под Полярной звездой; а Полярная звезда, как это будет показано в своем месте, связывалась с богом земли.
Есть данные о том, что горы связывались не только с богом земли, но и с Великой богиней. Так, Кибела считалась обитающей на вершинах гор, а в славянском язычестве, наряду с выражениями "красная горка" и "черная гора", есть формулы "белая гора", "девичья гора". Одно из индоевропейских названий горы, возможно связано с именем Великой богини Кали.
Древние греки отдавали новорожденных детей на съедение грифам, относя их для этого на вершины гор, а гриф повсеместно на Ближнем Востоке считался птицей, представлявшей богиню неба. Причину соотнесения гор с Великой богиней следует усматривать, вероятно, в том, что представление о связи горы с богом земли было перенесено на его супругу, или же в том, что вершины гор бывают белыми от снега, а белый цвет соотносился с богиней.
О связи гор с образом бога преисподней свидетельствуют различные лингвистические данные. Название гор Тавр, Торос в Малой Азии происходит от имени бога земли, представлявшегося быком, означает не только 'скала', скалистый грунт, камень, но и 'крутая возвышенность'.
источник: Красная гора - девичья гора
источник: Красная гора - девичья гора