Общее·количество·просмотров·страницы

вторник

ГОРА красная или девичья, а может всё таки чёрная

источник: Красная гора - девичья гора

У абхазов перед охотой изготовляли специальный жертвенный кулич конусообразной формы. Пирамидальная куча камней представляла собой священный монумент у друидов и брахманов. В горах Дагестана, обычно в безлюдных местах, встречаются сложенные горкой кучи камней; пастухи до сих пор иногда выкладывают их, как они говорят, «от нечего делать». Конус в древности был символом горы, огня, фалла, плодородия, а это все — атрибуты бога земли.
Конус или пирамида
Таким образом, фетиш, который изображал мифическую священную гору, стоящую в центре мира, имел вид конуса, пирамиды или ступенчатой пирамиды. Конус или пирамида вполне могут считаться уподоблением горы, но каково происхождение формы ступенчатой пирамиды?  Можно считать, что она символизирует восхождение душ умерших по ступеням из царства мертвых.

Думается, что более правдоподобным было бы иное объяснение происхождения этой формы.
Знак земли в виде нескольких вписанных друг в друга прямоугольников известен в Малой Азии в начале эпохи неолита. Вероятнее всего, образ священной горы ступенчатой формы возник здесь. Земледелие в этой горной стране должно было быть преимущественно террасным. Можно предположить, что священная гора мыслилась возделанной, а именно, покрытой земледельческими террасами, а потому имеющей ступенчатые склоны.
Общеизвестны культ Олимпа в Греции, Арарата в Армении, Фудзиямы в Японии, Гималаев в Индии.
Культ гор существовал у древних евреев: Моисей общался с Богом на горе Синай, богослужения и жертвоприношения совершались на высотах (что вызывало протесты у пророков, выступавших против проявлений язычества).
Вообще почитание гор - глобальное явление. Есть разные мнения о причинах почитания гор: так, считают, например, что людям горы казались священными, поскольку они вздымаются в небо, где обитает божество, или же что горы почитались из-за того, что они производят внушительное впечатление своей громадностью.
Но эти суждения умозрительны. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что горы связывались с образом бога земли и преисподней.
В Китае гора считалась местом обитания повелителя жизни и смерти, хозяина загробного мира или же небесного владыки. Название священной горы в китайской мифологии Кунь-лунь содержит слово - индоевропейское название луны и китайское имя священного змея; на этой горе жил "девяти головой зверь", а число 9 связано с образом бога преисподней; кроме того, в китайской мифологии мировая гора считалась головой дракона Пань-гу. 
Название священной горы у древних евреев Синай, очевидно, связано с именем семитского бога луны.

Название священной горы Фудзияма в Японии содержит имя ближневосточного бога преисподней Яма; согласно легенде, эта гора образовалась в одну ночь, что имеет параллель в египетском мифе о появлении из безбрежного океана горы как начале создания мира.

В осетинской мифологии покровитель гор Хохы-дзуар является дарителем урожая и насылает дожди. У индейцев племени Апачи духи, обитающие внутри горы, способны исцелять болезни.
В древнеиндийской мифологии мифическая гора, считавшаяся центром земли, называется Меру, а на Гавайях имя господина умерших, владыки преисподней - Миру.
У тюрков и монголов зафиксированы предания о том, что тот или иной народ (род, племя) вышел из горы (первым предком людей считался, согласно неолитической религиозной концепции, бог земли).
В горной Чечено-Ингушетии известны языческие культовые памятники, местоположение которых называется "красная гора", а красный цвет есть символ бога преисподней.
В славянской традиции тоже известно это выражение; "красной горкой" называли, например, дни в канун Юрьева дня (22 апреля) или после Пасхи - а оба эти празднества генетически связаны с культом бога земли. В индуистской мифологии мировая гора Меру находится под Полярной звездой; а Полярная звезда, как это будет показано в своем месте, связывалась с богом земли.
Есть данные о том, что горы связывались не только с богом земли, но и с Великой богиней. Так, Кибела считалась обитающей на вершинах гор, а в славянском язычестве, наряду с выражениями "красная горка" и "черная гора", есть формулы "белая гора", "девичья гора". Одно из индоевропейских названий горы, возможно связано с именем Великой богини Кали.
Древние греки отдавали новорожденных детей на съедение грифам, относя их для этого на вершины гор, а гриф повсеместно на Ближнем Востоке считался птицей, представлявшей богиню неба. Причину соотнесения гор с Великой богиней следует усматривать, вероятно, в том, что представление о связи горы с богом земли было перенесено на его супругу, или же в том, что вершины гор бывают белыми от снега, а белый цвет соотносился с богиней.
О связи гор с образом бога преисподней свидетельствуют различные лингвистические данные. Название гор Тавр, Торос в Малой Азии происходит от имени бога земли, представлявшегося быком, означает не только 'скала', скалистый грунт, камень, но и 'крутая возвышенность'.

источник: Красная гора - девичья гора