Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье

РАСПУЩЕННЫЕ ВОЛОСЫ сравнивают с дождем

Вообще волосы связывались не только с богиней неба (представляя в этом случае дождь),
но и с богом земли (выступая в этом случае в качестве аналога земной растительности).

Бог земли считался покровителем мужчин и мужской силы: отсюда миф о том, что Самсон лишился силы, когда его остригли.

Бог земли считался также и источником бед, постигающих людей, поэтому возникло поверье о том, что волосы таят в себе некую опасность: как повествует один хеттский текст, когда в царском питьевом сосуде оказался волос, водонос был предан смертной казни.
Женские неолитические статуэтки:
           1— Месопотамия и Южная Туркмения
           2 — Палестина

Смутные рудименты архаического представления о том, что волосы таят в себе некую опасность или связаны с чем-то "нечистым", сохранились у евреев. После стрижки волос или мытья головы требуется вымыть руки, а во время еды нельзя дотрагиваться до волос.


Символическим значением, которое придавалось волосам на голове, связаны обычаи, согласно которым волосы следует прятать или, наоборот, обнажать.

В старину в России замужняя женщина не должна была обнажать голову, а показаться где-нибудь с распущенными волосами считалось даже постыдным.

В Европе в средние века женщины не снимали головной убор не только на людях, но и дома.
Религиозные еврейки повязывают платок так, чтобы он полностью закрывал волосы.
В Дагестане, особенно в глухих горных селениях, женщина избегает того, что-бы ее волосы увидел даже муж.

У европейцев и кавказцев принято обнажать голову в знак почтения. Присущее христианству требование снимать шапку при молитве или при входе в храм существовало и у кавказских горцев во времена язычества, затянувшегося кое-где до середины 19 века.
Орнаментация параллельными зигзагами 
              керамики Евразии 3—2 тыс. до х. э.:
        3 — Северное Причерноморье
        4 — Западная Сибирь
        5 — Центральная Европа
        6 — Англия
        7, 8 — Крит

Поскольку волосы ассоциировались с божеством, возникло и иное представление, что не подобает показывать свои волосы, обращаясь к божеству, отсюда имевший место у древних евреев обычай покрывать голову, входя в храм, при молитве или чтении священной книги.

У христиан священнослужители тоже покрывают голову. Молятся с покрытой головой христиане-копты.







Помимо сравнения дождя с распущенными волосами, 
были и другие образные представления 
об этом явлении природы.

Русский мифолог прошлого века А. Афанасьев писал:

"Прародительское племя ариец называло дождь небесным молоком; вместе с этим дождевые облака рисовались его фантазии сосками дойной коровы и грудями женщины-матери. И женские груди, содержащие в себе молоко, и облака, несущие дождь, обозначаются в санскрите тождественными выражениями".

О связи дождя с молоком говорит и такой обычай, в Осетии при засухе несли к святилищу чашку молока и обливали им стены.

У кабардинцев был обычай поливать молоком место, пораженное ударом молнии, делали это женщины.