Розетки разных видов - излюбленный орнамент в архитектурном декоре и в прикладном искусстве.
При этом они не изобразительные, представляя собой абстрактные геометрические узоры. Лишь в единичных случаях встречается начертание розетки, похожее на изображение цветка.
![]() |
Розетки на резных камнях |
Исконному горно-кавказскому искусству не свойствен растительный орнамент. Самобытной культуре горцев Кавказа вообще чуждо любование растительностью, и в частности цветами, здесь не принято плести венки, собирать букеты, ставить цветы в воду. Поэтому возникает мысль о том, что прорисовка розетки в виде цветка является в Дагестане следствием влияния вкусов Востока, проявляющегося со времени позднего средневековья.
Подобным образом и в Европе (в том числе в России) для архаического пласта народного декоративного искусства свойствен геометрический орнамент, а для позднейшего художественного творчества - растительный.
Переход от геометрического к растительному орнаменту происходил также в Древней Греции по мере того, как ее культура усваивала художественные принципы Передней Азии.
Но в разных прорисовка розеток сказались не только различные стилевые приемы построения орнамента. Розетки этих двух типов имеют в своих истоках разную семантику.
В декоративном искусстве раннее земледельческих культур эпохи неолита встречаются изображения цветов и цветкообразных розеток.
![]() |
Розетки на резных камнях |
В орнаменте Передней Азии растительные мотивы, в том числе цветы, символизировали плодородие земли. Что же касается рисунка в виде диска, заполненного абстрактными геометрическими узорами, то генетически связывать его с цветком нет оснований. Приблизиться к раскрытию его семантики можно, рассматривая его роль в конкретных композициях, а также учитывая мифологию культур, в которых он пользовался популярностью.
Анализ композиций дает немного, потому что в дошедших до нас образцах розетка фигурирует обычно как чисто декоративный мотив, лишенный смыслового содержания.
В некоторых случаях допустимо предположить, что она обозначает солнце. В цивилизациях Древнего Востока (главным образом в Египте и Месопотамии) бог солнца пользовался почитанием, а солнце обозначалось так, как оно представляется взору, в виде диска.
Некоторые данные позволяют полагать, что и розетка, прежде символизировавшая небо, стала символическим обозначением солнца. Например, есть древние изображения колесницы, перевозящей диск (в том числе с радиальными луче образными линиями), что сопоставляется с мифом о солнечной колеснице.
В архаических жилищах горной Грузии встречается изображение розетки на деталях очага или находящихся рядом с очагом элементах интерьера, расположенное таким образом, что розетка обращена к огню. А огонь в культовых представлениях жителей горного Кавказа и индоевропейских народов связывался с солнцем, эта связь была относительной.
В западноевропейских средневековых церквах на фасаде помещалось большое круглое окно с витражом в виде розетки. Применение этой архитектурной детали не имеет утилитарных предпосылок. Трудно считать ее и чисто композиционным приемом, поскольку художественные вольности не свойственны романскому зодчеству.
Скорее всего, это символ.![]() |
Резные деревянные ларцы |
Языческие храмы были обращены алтарем на запад, и, следовательно, входом на восток (такая ориентация по традиции сохранялась иногда и в христианских храмах).
Если розетка над входом романской и готической церкви является деталью, восходящей к язычеству, то она первоначально, будучи обращена к востоку, видимо, была связана с идеей о восходе солнца.
Можно предположить, что она, в связи с этим, и символизировала солнце. Правда, она могла по-прежнему символизировать небо, ибо круглое окно, в которое попадают лучи восходящего солнца, могло аллегорически представлять небо, в которое входит восходящее солнце.
Эта архитектурная деталь тогда могла иметь не только символическое, но и практическое назначение.
Для освещения интерьера храма лучами утреннего солнца. Письменные свидетельства указывают на существование у славян во времена язычества храмов, имевших специальные проемы, через которые лучи восходящего солнца, проникали в помещение.
Насколько можно себе представить по имеющимся данным характер индоевропейского язычества, ему в некоторой мере было свойственно почитание солнца, совсем не был свойствен культ богини неба. Исходя из этого, можно предполагать, что у индоевропейских народов декоративный мотив или символический знак в виде розетки, семантическим связан с солнцем, а не с небом или облаком.
При рассмотрении семантики знаков, имеющих круглую форму, можно принять во внимание также то обстоятельство, что диск служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии. Но при этом следует учесть, что мифология и языческая обрядность народов Европы отличаются от таковых в цивилизациях Древнего Востока, кроме того, рассматриваемый в этой книге комплекс культовой символики был большей частью чужд религиям шумеров, ассирийцев, вавилонян, хеттов, а в Египте имеет соответствия преимущественно лишь в до династическую эпоху.
![]() |
Резные деревянные ларцы |
Розетки в после неолитической символике Европы и Передней Азии являлись символом солнца. Тем не менее, нельзя исключать того, что и в эпоху бронзы крут, диск, розетка в ряде случаев продолжали сохранять свое прежнее значение символа неба.
Таким образом, сущность розетки как солярного знака далеко не столь очевидна, как иногда кажется. Это надо доказать, а доказать это трудно. Кавказские и, в частности, северокавказские материалы дают еще меньше оснований для соотнесения розетки с солнцем, чем европейские.
Кавказские горцы, об их мифологии известно мало, но то, что известно, позволяет судить о наличии у них в средние века реликтов почитания солнца.
Например, в Чечне и Ингушские средневековые гробницы назывались "солнечная могила".
Название ущелья Махиста в Чечне означает "страна солнца", хотя это мрачная и неприветливая местность.
"Солнечным ущельем" называют район Ингушетии, где протекает река Ар мхи, и местность в Северной Осетии, где находится весьма почитаемое святилище Реком.
У чеченцев зафиксировано сказание о "солнечном колесе", которое все разрушало на своем пути.
ИСТОЧНИК Розетка - символ "солнца" или "неба"