источник: Горох и орех пища мертвых
Русские слова гора и гореть родственны. Слову гора в русском языке родственны и такие слова, семантические связи с образом этого бога, как город, горе, горох, орех.
Русские слова гора и гореть родственны. Слову гора в русском языке родственны и такие слова, семантические связи с образом этого бога, как город, горе, горох, орех.
Почему в мифологическом сознании горох и орех соотносились с этим божеством, остается загадкой, но соответствующие ассоциации действительно существовали. В древности бобовые служили ритуальной едой; древние римляне и германцы считали бобы "пищей мертвых". По еврейским религиозным предписаниям, на Пасху нельзя есть не только хлеб, но и бобовые.
Горох считался символом плодородия и связывался в мифологическом сознании с медведем, потому что это животное, как будет показано ниже, представляло божество земных недр.
В русской словесности упоминается некий "царь Горох", образ которого, по дошедшим до нас его чертам, можно связать с архаическим богом земли. Русское выражение "чучело гороховое", по-видимому, намекает на идол Гороха.
Во Франции в праздник карнавала осыпали орехами женщин, не имеющих детей.
В Греции на Рождество разбрасывают орехи в доме. У евреев в вечер под Новый год не полагается, есть орехи.
На Юге России находят орехи в древних захоронениях. Огонь для костров, зажигаемых на Пасху, добывали трением ореховой древесины. У славян остерегались во время грозы становиться под орех, так как это дерево, как считали, привлекает молнию; чтобы молния не ударила в дом, во время грозы бросали в огонь ветку орехового дерева, совершали жертвоприношение богу, воплощавшемуся в молнии и в огне.
В Дагестане старики говорят, что нельзя спать под орехом, не то худо будет, так как в этом дереве злой дух.
Есть сведения, которые проливают свет на вероятное происхождение представления о "священной горе". В одном из египетских текстов начала 3 тыс. до христовой эры сотворение мира описывается следующим образом: из первозданных вод поднялась суша в виде "высокого холма" или "пламенеющего острова".
Наверняка это является описанием извержения подводного вулкана. Связь горы и образа бога земли может быть объяснена тем, что вулканы, извергающие огонь из-под земли, представляют собой горы (поэтому они и называются по имени древнеримского бога преисподней - Вулкана).
В доколумбовой Америке совершали жертвоприношения, бросая людей в кратер вулкана; очевидно, это была жертва богу преисподней. Нивхи (народность на Дальнем Востоке) считали, что огнедышащая гора - это крыша жилища Хозяина мира, через которую выходит дым его очага.
источник: Горох и орех пища мертвых
В доколумбовой Америке совершали жертвоприношения, бросая людей в кратер вулкана; очевидно, это была жертва богу преисподней. Нивхи (народность на Дальнем Востоке) считали, что огнедышащая гора - это крыша жилища Хозяина мира, через которую выходит дым его очага.
источник: Горох и орех пища мертвых