Общее·количество·просмотров·страницы

четверг

МЕДВЕДЬ самая древняя ипостась бога земли

источник: Медведь самый древний символ бога земли
Первоначальное соотнесение гор с представлением о божестве земных недр возникло, вероятно, на иных ассоциативных связях. Судя по тому, что неандертальцы помещали головы и лапы убитых ими медведей в пещерах, находящихся высоко в горах, у них, видимо, существовало мистическое отношение к медведю, который обитал в горах и устраивал свое логово в пещера и в пустотах, внедрявшихся в земной массив, и в связи с этим возникло религиозное отношение к горам и пещерам.
Данные многих мифов и поверий свидетельствуют о том, что медведь был одним из животных, относившихся с богом земли. Миф об образе медведя могла сложиться в связи с тем, что это животное, встав на задние лапы, напоминает фигуру человека, действительно, например, в русских сказках и в мифах народностей Сибири медведь отождествляется с человеком. А поскольку медведь, на которого охотились неандертальцы, обитал в пещерах, в земных полостях, у них могло возникнуть представление о нем как о хозяине недр земли.

Ассоциативная связь медведя с землей могла быть подкреплена тем, что, когда земля замирает на зиму, медведь засыпает, устроив себе берлогу в земле.

Плутарх сообщает, что по вере фригийцев бог спит зимой и пробуждается с приходом весны.
В Италии считали, что 2 февраля медведь вылезает из берлоги.
В Румынии праздник Сретения господне, - 2 февраля, по раннее земледельческим верованиям считался датой пробуждения бога земли и начала весны, называли "медвежьим днем".
В Югославии на Рождество, когда Черный бог, как считалось, отходил ко сну, символически приглашали медведя на ужин. В начале февраля крестьяне пытались предугадать, надолго ли затянется зима, следя за поведением медведя, волка, козы, а ряженые на празднестве масленицы или карнавала и на Рождество носили маски медведя, волка, козы.

В некоторых мифах и сказаниях персонаж, который, судя по его особенностям, происходит от образа бога земли, именуется "бессмертным"; у американских индейцев медведь олицетворение бессмертия.
В хеттских ритуалах медведь выступает в возможности оплодотворить деревьев; поскольку дерево представляло Великую богиню, в этом следует видеть выражение идеи оплодотворения богини неба богом земли.
У многих народов Европы и Азии медведь отождествляется с чертом, т. е. с демоном преисподней.
У некоторых народностей Сибири верховный бог, имеющий облик медведя, носил имя Тором, что соответствует рассматривавшемуся выше имени бога земли для сравнения: германский Тор олицетворять образ медведя, а соответствующий ему славянский Перун назывался Медведкой.
Аборигены Сибири и Северной Америки называют медведя "горный человек", "горный бог", "господин", "мудрый священный зверь", "старик". В поверьях разных народов медведь обладает чертами мифического змея: он существо вещее, хранитель кладов, из частей его тела приготовлялись лекарственные снадобья.
В волшебных сказках народностей Сибири медведь принимает облик змеи или дракона.
В различных мифах медведь, как и змей, противник светлого божества".
В русской традиции соотносятся выражения "медведь лютый" и "змей лютый". По-украински месяц февраль называется лютый (ведь это месяц, в котором, как было сказано выше, имеет место пробуждение бога-медведя).
Славянское лютый теперь означает 'свирепый', но это его значение, надо полагать, вторично; лютый может быть сопоставлено с греческим 'волк' (волк считался одним из воплощений бога преисподней). С именем мифического змея у западных семитов Лотам, с известным в греческой и славянской мифологии именем богини Лето, Лада, образ которой восходит к Великой богине, супруге бога земли.
В некоторых мифах говорится, что медведь прежде был небесным существом, но изгнан небесным богом на землю за ослушание; эта легенда стоит в ряду легенд о том, что дьявол или дракон и был низвергнут с неба. У американских индейцев медведь — владыка преисподней, духом севера, а север в мифологии разных народов связывался с владыкой преисподней.
У некоторых индейских племен медведь — патрон лекарей. Поскольку медведь олицетворял божество, которое со временем приобрело значение "нечистой силы", существовал взгляд на этого зверя как на существо "нечистое". Представление о медведе как о воплощении дьявола было воспринято христианской традицией.
В дошедших до нашего времени свидетельствах культовый образ медведя не имеет характера. Но такое значение этот образ должен был иметь, если медведь представлялся воплощением бога преисподней. И действительно, известны кладбища эпохи бронзы с медвежьими захоронениями.
Устойчиво держалось мнение, по которому медведь способствует урожайности полей (ведь бог земли воплощал плодородие).
Существовало поверье о том, что голова медведя, зарытая в землю, способствует увеличению поголовья скота.
У славян в обряде первой пахоты участвовали люди, одетые в медвежьи шкуры.
В Румынии был найден ритуальный сосуд 5 тыс. до христовой эры в виде медведя; вероятно, он предназначался для обряда "поения земли".
На женских статуэтках эпохи неолита богиня иногда представлена в виде медведицы (ведь она супруга медведя). Артемида почиталась в образе медведицы а ее жриц называли "медведицами". В Афинах девушки, достигшие брачного возраста, совершали культовый танец в медвежьих масках.
В России был обычай называть новобрачных медведями, а медвежий маскарад на масленицу носил эротический характер. Басни о сожительстве медведя с женщиной имеют то же происхождение, что и мифы о змее-обольстителе.
Медведь олицетворял грозного бога, и чтобы избежать нечаянной беды, лучше было не привлекать его внимания, назвав его по имени. Поэтому подлинное название медведя у славян оказалось забытым (слово медведь - оно происходит медоед).
Аборигены северной полосы Евразии и Америки совершали обрядовое действо, называемое в этнографической литературе ''медвежьим праздником", причем везде в данном обширном ареале это празднество было одинаковым, вплоть до деталей. Оно заключалось в ритуальном умерщвлении медведя с последующим его торжественном поеданием, которое совершалось только мужчинами. При этом к медведю обращались со словами, из которых явствует, что он считался предком. Праздник сопровождался участием огня в ритуалах и фаллическими обрядами.
Убив медведя, водили вокруг него хоровод, говоря: "Не мы тебя убили, сам умер. Плохо не думай и наших детей не трогай". Голову и лапы медведя сохраняли и помещали в специально отведенное место; кстати, голове и лапам медведя приписывались магические свойства в поверьях нынешних жителей Европы и Кавказа.
"Медвежий праздник" представляется пережитком традиции, восходящей к медвежьим ритуалам, совершавшимся неандертальцами - предшественниками человека современного типа; они относили в пещеры, расположенные высоко в горах, за пределами обитаемой зоны, головы и лапы медведей.
Сопоставление этих факторов не оставляет сомнения в том, что культ медведя проходит через всю историю человечества. Похоже на то, что образ медведя является самой древней ипостасью бога земли, а также бога вообще.

источник: Медведь самый древний символ бога земли