Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник

ГРЕБЕНКА дождь или влага

В идеографии неолита имеются символы, состоящие из вертикальных, волнистых или прямых линий, исходящих из горизонтальной полосы. В Древнем Египте графема такого типа обозначала дождь. Горизонтальная часть композиции, служила в Египте иероглифом понятия 'небо', поэтому можно считать, что горизонтальная полоса и в других вариантах этих графем обозначает небо, полоса с зигзагом обозначает небо и содержащуюся в нем влагу. В таком случае, вся идеограмма обозначала дождь, то более точный ее смысл 'дождь, падающий с неба'. Конкретное же значение вертикальных ее элементов- собственно 'дождь'. Вертикальными элементами в этих композициях зачастую являются зигзаговидные линии, они обозначают дождь.

В схематизированном виде идеограмма приобрела вид гребенки.
На неолитической керамике Юго-Восточной Европы есть изображения змеи со знаком гребенки. Символом дождя, сочетание изображения змеи и знака дождя обусловлено тем, что в древней мифологии, осколки которой сохранились в народных поверьях до 20 века, змея связывалась с водой и, в частности, с дождем. Богиня считалась хозяйкой небесных вод, то ее мужской партнер, поднимаясь в небо в виде огненного змея, совершал грозу; кроме того, его связь с водной стихией выражалась в том, что он соотносился с земными водами — морями, реками, ручьями, озерами, болотами.

Гребень похож на знак дождя, и в связи с этим он стал восприниматься как символ дождя. Поскольку дождь способствует произрастанию растительности, в некоторых мифах лес вырастает из гребешка. Имя жены японского бога грозы - Кусинадо-Химэ, оно содержит слово означающее 'гребень'.
Дождь — слезы богини (неолит):
         1 — Малая Азия
         2 — Франция
         3 — Югославия
         4 — Греция
         5 — Древний Египет (глаз небесной коровы Хутор)
         6 — Северная Месопотамия
         7, 8 — Португалия

Знаки в виде гребенки или пучка зигзагов - не просто обозначения дождя, а священные символы, выражавшие моление, обращенное к божеству, или иллюстрировавшие функции божества. Поэтому и гребень приобрел соответствующее значение. Известно много древних и средневековых образцов гребня, облик которых заставляет усомниться в том, чтобы эти предметы были утилитарными: это явно культовые предметы.
В числе археологических памятников доисторического Египта есть символические гребни, увенчанные изображением птицы или кольца.

В Курдистане гребень изображается на мужских надгробиях. Мужчины курды носят его под шапкой, в эпоху бронзы верования переменились и подателем дождя стал считаться мужской бог неба.

Мы неоднократно будем сталкиваться с таким явлением: тот или иной предмет приобретает значение священного символа потому, что своим видом напоминает определенный условный рисунок (характерный пример: баран стал почитаться священным животным потому, что его рога напоминали спиралевидный графический знак).
Неолитические обозначения туч и дождя:
          5 — Пруссия
          6 — Юго-Восточная Европа
          7 — Украина

На глиняные штампы, которыми наносились отпечатки на хлебцы при их выпечке. Узоры на этих штампах, по-видимому, являются графически выраженным молением о дожде (или вообще о влаге) для обеспечения урожая. Из сопоставления этих рисунков видно, что не только пучки зигзагов и волн, но и ряды параллельных прямых линий обозначали дождь или влагу вообще.

Выше было отмечено, что по верованиям земледельцев эпохи неолита (в регионе Европы и Передней Азии) дождь считался даром богини неба. Образное мышление древних привело к тому, что волосы богини представлялись струями дождя. Такая ассоциация могла возникнуть в связи с тем, что вьющиеся волосы, свойственные южанкам, напоминали знак дождя в виде пучка волнистых линий.
Неолитические обозначения туч и дождя:
         8 — рисунок на камне стены постройки в 
                  дагестанском сел. Тидиб
          9—Северная Месопотамия

Поскольку волосы считались характерным признаком богини, древние статуэтки жриц, находимые в странах Средиземноморья, изображают женщин с длинными распущенными волосами. В культе богини, пережиток сохранившемся в Малой Азии еще в античное время, "жрецы и жрицы порой приносили в жертву богине свои кудри, в исступлении вырывая их при неистовых танцах".

Обрядовое жертвоприношение волос, очевидно, привело к обыкновению, по которому жрецы (например, в Древнем Египте, Индии) брили головы; рудимент этого обычая сохранился в католицизме (при этом постригается тонзура круглого очертания, поскольку круг был символом богини неба).

Существующий до сих пор обычай остригать ребенка по достижении им годовалого возраста, по-видимому, в древности имел значение жертвоприношения.

В средние века еще существовали пережитки древнего представления о связи волос и гребня с дождем; достаточно было заявить в инквизицию, что подозрительная женщина расчесывала волосы перед дождем (следовательно, она этим его вызвала) — и ее сжигали как ведьму.

Древние мифы и обряды, а также археологические свидетельства указывают на связь образа богини с погребальным культом, с загробным миром.

Потому что она "покровительница мертвых", и, кстати, этим объясняет обряд захоронений в кувшинах. Великая богиня, владычица неба и всей природы, считалась источником, первопричиной не только жизни, но и смерти. Женщины на похоронах распускали волосы, уподобляясь виду богини, отсюда старый обычай распускать волосы при трауре.

У кетов лицо умершей женщины закрывали ее распущенными волосами, в чем можно видеть намерение уподобить облику богини умершую, "ушедшую к богине".

У абхазов существовало поверье, по которому волосы "лесной девы" (аналог славянской русалки) приносят их обладателю богатство. Источник этого поверья в том, что прообразом русалки была Великая богиня, супруг которой, бог подземного царства, обладал несметными сокровищами. С этим связано и другое поверье, отмечаемое у разных народов: что волосатый человек будет богатым.